Сигналы торможения при исправной электрике автоматически включаются при нажатии на педаль тормоза. Поэтому, казалось бы, нет смысла говорить о них специально. Тем не менее, торможение само по себе достаточно важный и сложный процесс. Оно всегда занимает значительное время, и он очень сильно зависит от состояния автомобиля. Поэтому:
Если вы хотите заранее предупредить водителя в машине позади вас о том, что вы намереваетесь начать торможение, то несколько раз кратковременно нажмите на педаль тормоза, помигав, тем самым, своими стоп-сигналами.
Это может оказаться полезно, если вы тянете кого-то на буксире, либо если вы видите, что едущий сзади вас автомобиль приблизился на опасную дистанцию, либо если дорога просто скользкая, и ваш тормозной путь может оказаться короче, чем у автомобиля позади вас.
Если вы намерены совершить правый поворот, но опасаетесь, что ваш сигнал поворотником будет воспринят как возможность безопасного обгона, нажмите слегка на педаль тормоза, что показать, что снижаете скорость, готовясь к повороту.
Дальний свет фар
Постоянно включенный встречный дальний свет слепит и заставляет снизить скорость. Дальний свет в спину – слепит через зеркала и побуждает убраться в сторону. Короткая вспышка – просто привлекает внимание, однако в отличие от аварийки, она подразумевает короткий акт коммуникации и быстрое принятие решения.
Таким образом, долгое включение дальнего света означает различные смысловые варианты требования «пропусти».
Короткое включение дальнего света означает различные смысловые варианты разрешения «пропускаю».
Вот варианты сообщений, которые можно передавать дальним светом фар:
Длинный выстрел дальним светом в спину:
–дай обогнать, подвинься вправо!
Воспитанные водители редко пользуются этим сигналом. Вместо этого они просто включают левый поворотник, сообщая идущему впереди автомобилю, что они просят дать им дорогу.
Длинный выстрел дальним светом в бок (на перекрестке):
–уступи дорогу, у меня преимущество!
Длинный выстрел дальним светом в лицо (чаще всего получаешь его при опасном обгоне):
–у нас опасный курс, уходи скорее обратно на свою половину дороги!
Иногда встречные транспортные средства обозначают себя на дороге недолгим включением дальнего света при плохой видимости (ночь, туман, низкое слепящее солнце), чтобы удостовериться, что вы их видите. В любом случае, если вы видите, что кто-то встречный начал опасный маневр, не лезьте на рожон, притормозите, и дайте человеку завершить маневр. Нет смысла быть правым, но мертвым!
Короткий выстрел дальним светом в бок (на перекрестке, либо на примыкании к дороге выезда с прилегающей территории):
–проезжай! Пропускаю!
Если вы выезжаете на дорогу из дворовой территории или бензозаправки, но на дороге плотное движение, и вам никак не влиться в поток, подождите, пока поток остановится (например, накопившись перед светофором).
Правила хорошего тона рекомендуют водителю, стоящему на дороге до вашего выезда, пропустить вас. При этом он может мигнуть вам дальним светом, чтобы подтвердить свои добрые намерения.
Короткий выстрел дальним светом при встречном разъезде на узкой дороге:
–проезжай! Пропускаю!
Этот сигнал часто используется при разъезде на узких проселочных дорогах, а также в случае объезда места аварии, нарушения дорожного полотна и т.п.
Короткий выстрел дальним светом в спину при движении по соседним полосам:
–перестраивайся! Пропускаю!
Если вас обгоняет длинная фура, ее водитель может не видеть, достаточно ли он сместился вперед, чтобы безопасно перестроиться обратно в вашу полосу. Чтобы сообщить ему, что он может завершить маневр обгона, мигните ему фарами, когда конец автопоезда обойдет вас справа.
И, напоследок, еще об одном использовании дальнего света. Если по каким-либо (надеюсь, уважительным) причинам вам пришлось ехать по дороге с односторонним движением навстречу потоку, то включите дальний свет. Спасибо вам никто за это не скажет. Но, по крайней мере, ослепленные водители будут вынуждены притормозить, и у вас будет меньше шансов столкнуться.
Заключение
Приведенные выше правила – это всего лишь спонтанно сформировавшаяся за историю автомобилизма договоренность. Никто не возвел ее, и, возможно, не возведет в ранг закона. И вы никогда не будете знать наверняка, знает ли водитель, которому вы посылаете сообщение, эту азбуку, а если знает, то понимает ли он ее так же, как вы. Поэтому, пользуйтесь своим знанием осторожно. Избегайте двусмысленности и противоречивости, и помните, что иногда надежнее промолчать.
С другой стороны, помня и понимая основные устоявшие сигналы, вы, в некоторой особенной ситуации, можете вложить в них новый смысл, и тем самым расширить общепринятый «словарь». При этом надо лишь всегда учитывать, что каждый сигнал стандартного светового прибора вызывает определенный рефлекс, а лишь потом водитель начинает думать, что же именно вы имели в виду. Ваше сообщение будет принято с тем большей вероятностью, чем лучше согласовывается первая подсознательная реакция с приходящим (или не приходящим) чуть позже ее осмыслением.