Проследите, чтобы в машине не запотевали стекла. Телохранитель среди запотевших стекол превращается в слепца. Необходимо устройство для обог– рева заднего стекла и мощный калорифер для обогрева переднего. Жела– тельно иметь стеклоочистители на заднем стекле, фарах и боковых зерка– лах. Стеклоочистители не должны работать, как в старых «Жигулях», едва размазывая воду по стеклу: вообразите, что вам придется сотни километров везти клиента под дождем. Не экономьте деньги клиента на незамерзающей эффективной жидкости для бачка омывателя лобового стекла; никогда не лейте взамен обычный шампунь, так как пена застрянет в тонких трубках, ведущих к форсункам. Не забудьте, что в сильный дождь при скорости свыше 80 км/час на покрышках образуется водная пленка: сцепление с дорожным покрытием резко снижается. Машина начинает «плыть» (можно и без кавычек, это почти буквально), перестает слушаться руля.
Нет сомнений, что автомобиль вашего клиента укомплектован кварце– во-галогенной оптикой. Тем не менее, посоветуйте установить дополни– тельные противотуманные фары на бампере и обзавестись мощным поисковым фонарем на поворотной оси. С его помощью можно ослепить водителя пресле– дующего вас противника, направив назад сноп света. Имейте в виду, что на установку таких фонарей иногда требуется специальное разрешение. Другая мера – разделить выключателем переднее и заднее освещение с тем, чтобы противник не видел ваши задние габаритные огни и освещение номерного знака, а вы в то же время продолжали видеть дорогу в свете фар. Только не забудьте потом включить задние огни, иначе в вас кто-нибудь врежется. Включение света в салоне сделайте независимым от открывания двери: это поможет при необходимости незаметно сесть в машину или выйти из нее. И еще одно мероприятие, касающееся освещения. Посоветуйте клиенту получить разрешение на установку проблескового маячка: такие машины не останавли– вают сотрудники ГАИ, а главное – они имеют право преимущественного про– езда. Оборудование проблесковыми маячками негосударственных транспортных средств может обойтись в несколько тысяч долларов. Маячок лучше приоб– рести легкосъемный, чтобы не привлекать повышенного внимания там, где не нужно.
Обзаведитесь герметиком для закачки в продырявленные шины. Не забы– вайте после применения герметика (и приезда в шиноремонтную мастерскую) проверять балансировку колеса. При использовании антиблокировочной тор– мозной системы (АБС) обратите внимание на то, чтобы во всех шинах было равное давление, все шины должны быть отбалансированы, иначе одно из ко– лес может заблокировать, и машину занесет. Постарайтесь заменить привыч– ные нам шины на более безопасные бескамерные; внимательно осматривайте колесные диски, – при достаточной деформации диска из бескамерной шины может понемногу выйти воздух. Шины должны быть радиальными; возможно, вам удастся достать специальные шины для автомобилей полиции, – они вы– держивают нагрузки при защитном вождении, когда применяется исключи– тельно резкое торможение, совершаются резкие повороты. Пониженное давле– ние в шинах используйте только в гололед; на тот же случай имейте в ба– гажнике полмешка песка. Не возите клиента на «лысых» покрышках.
Позаботьтесь о достаточно больших боковых зеркалах. Правое зеркало дополнительно к левому очень полезно для вождения по забитым транспортом городам: с его помощью сокращается мертвое, непросматриваемое прост– ранство позади автомобиля, в том числе легче устанавливается наличие слежки. Пользуйтесь постоянно зеркалами заднего вида, и вы своевременно обнаружите опасность.
Изучите инструкцию (паспорт) к автомобилю и выполняйте в срок требо– вания по технической профилактике. Следите, чтобы автомобиль был укомп– лектован некоторыми запасными частями: комплектом высоковольтных прово– дов, крышкой распределителя зажигания, «бегунком», заводским комплектом проводов с зажимами («крокодилами») Для «прикуривания» от чужого аккуму– лятора, ремнем генератора, всевозможными лампами, буксировочным тросом, фонарем. Укомплектуйте машину запасом моторного масла, высокотемператур– ной смазки, тосола, тормозной жидкости, современным герметиком для ради– атора. При первом же подозрении на неисправность придерживайтесь прави– ла: лучше заменить деталь на новую, чем ее ремонтировать и восстанавли– вать. Выполняйте осмотр, мелкий ремонт и регулировку (вплоть до регули– ровки угла наклона боковых зеркал) автомобиля в отсутствие клиента. Иск– лючите ситуацию, когда вы изучаете под машиной состояние шлангов, а кли– ент переминается рядом с ноги на ногу и думает: «Куда это подевался мой водитель?»
Держите в «бардачке» бутылку водки. Она может пригодиться и для пере– вязки, и в качестве антидота при отравлении, и в качестве свободно кон– вертируемой валюты. С помощью водки вы быстрее отремонтируете машину, достанете дефицитную запчасть. За водку многие люди охотно станут с вами сотрудничать. Только помните, что эти же самые люди с радостью станут сотрудничать и с вашим противником – тоже за водку!
6.5. Чужой автомобиль
До выезда на предварительный осмотр местности, которую собирается по– сетить клиент, согласуйте с ним и руководителем своей охранной команды, какие именно машины потребуются. Сможет ли принимающая сторона их пре– доставить? Выясните, имеются ли там, куда вы направляетесь, пункты про– ката: в СНГ за пределами столиц это пока редкость. Предпочтите крупный пункт проката, – там за автомобилями обычно лучше ухаживают (производят техобслуживание по графикам, а не тогда, когда что-то где-то застучит), быстрее их ремонтируют (меньше проблем с запчастями, оборудованная мас– терская…), машины новее, а следовательно, надежнее. Обратитесь напря– мую к руководителю пункта. Если автомобили предоставляет принимающая сторона, обсудите вопрос с руководителем гаража администрации области или мэрии, транспортного цеха завода, – в зависимости оттого, куда нап– равляется клиент. Высокопоставленные клиенты предпочитают лимузины, од– нако это не всегда лучший выбор с точки зрения безопасности: к лимузину в придачу вы часто получите водителя. Обычно это ас своего дела, но не обязательно разбирается в вопросах охраны. Жалея свою сверхдорогую «тач– ку», такой водитель не решится на таран, когда противник перегородит до– рогу. Побеседуйте с предполагаемым водителем и оцените его полезность для охранной команды. Если клиент готов обойтись без лимузина, арендуйте современный джип, среди них есть и бронированные машины, и модели с уве– личенным багажником, что может оказаться полезным.
Прежде чем выкатить машину со стоянки прокатного пункта или из чужого гаража, обследуйте внешний вид, чистоту салона, состояние покрышек и давление в них; проверьте наличие на колесах всех болтов, запаски, домк– рата и комплекта инструментов, уровни всех жидкостей, исправность прибо– ров освещения, стеклоочистителей, кондиционера, радиоприемника, цент– рального запора. Убедитесь в надежном креплении ремней безопасности. Ес– ли скорый приезд в город вашего клиента уже стал достоянием гласности, учтите возможность минирования автомобиля и размещения в нем микрофонов: противнику не так уж сложно вычислить, какой автомобиль потребуется ва– шему клиенту. Возьмите на заметку: в чистом внутри и снаружи автомобиле легче обнаружить любой посторонний предмет!
Обратите внимание на то, есть ли в пункте проката другой подходящий вам автомобиль, который можно было бы нанять в случае длительной полом– ки. Часто такой автомобиль сразу нанимают в качестве резервного и держат в безопасном, легко доступном месте неподалеку от гостиницы или резиден– ции. Не пользуйтесь попусту резервным автомобилем: он может понадобиться в любой миг. Водитель основной машины – единственный человек (помимо те– лохранителей), который знает о существовании резервной машины: запретите ему рассказывать о ней даже жене.
Если вы все-таки нанимаете или вам выделяют автомобиль с водителем, объясните ему, что подчиняться он будет вам, а не вашему клиенту. Запре– тите оставлять автомобиль без разрешения телохранителя (штаба охранной команды), курить и принимать пищу в салоне. В отсутствие клиента нельзя передвигаться на автомобиле, в том числе за сигаретами, лимонадом, бу– тербродом, – все, что нужно, принесет телохранитель. Бензина в баке всегда должно быть больше половины. Водителю нельзя без нужды разговари– вать, уносить с собой ключи от дверей и замка зажигания, проскакивать на желтый свет светофора (особенно, если сзади идет машина сопровождения), допускать даже мелкие нарушения ПДД, вести машину в дерганной (агрессив– ной) манере, извлекать без крайней нужды ключ из замка зажигания, глу– шить двигатель при кратковременных остановках в пути, выскакивать из-за руля, чтобы распахнуть перед клиентом дверь (это сделает телохранитель), включать без приказа магнитофон или приемник.
При движении колонной по городу водитель должен держать дистанцию, равную примерно длине автомобиля; нельзя позволять посторонним машинам влезать в колонну; при неисправностях нужно покинуть колонну. При обна– ружении серьезных неисправностей до выезда за клиентом водитель должен немедленно оповестить штаб охраной команды. Вы всегда должны знать, где найти водителя. Все эти требования лучше изложить письменно и вручить водителю для неукоснительного соблюдения. Проверяйте также всякий раз знание водителем маршрутов.
Часто лучшим решением будет такси, – если ранг клиента в принципе до– пускает использование такси. Таксисты обычно прекрасно знают город и го– товы держать язык за зубами. Чтобы не нарваться на неопытных «частни– ков», всякий раз спрашивайте у таксистов удостоверение, выданное таксо– парком, свидетельство предпринимателя, лицензию или патент. Опытный так– сист, даже не имея специальных навыков ухода от слежки, умеет быстро из– менить маршрут и раствориться в лабиринте улиц и проходных дворов.
6.6. Движение колонной
Если вы отвечаете за безопасность очень важного лица, передвигаться оно будет в колонне минимум из 3 автомашин: ведущая, основная, замыкаю– щая… Дополнительно в качестве ведущих удобно использовать мотоциклис– тов, хотя в целом они повышают риск остановки колонны: не раз мотоцик– листы падали на крутых поворотах либо от излишнего усердия. К тому же треск мотоциклов заглушает многие звуки, которые могли бы насторожить охрану. Уверенное вождение в колонне дело непростое и требует большого опыта. При вождении между водителями и охраной поддерживается радиос– вязь.
Перед началом движения руководитель колонны из ведущей машины (ее N 1) опрашивает по очереди о готовности водителей прочих автомобилей (NN 2,3,4…). Если все готовы и не нужно никого ждать, подается радиокоман– да «Колонна, вперед». Все машины начинают движение одновременно. Не за– будьте, что движение частной колонны без автомобилей с проблесковыми ма– ячками подчиняется общим ПДЦ: светофоры, пешеходы и другие автомобили могут легко нарушить неразрывность колонны. При следовании по маршруту руководитель отдает необходимые приказы; если это не оговаривается осо– бо, первой все приказы выполняет машина N 2. При этом часто меняется ис– ходный порядок в колонне, но все водители следят, чтобы машина клиента шла на определенном месте (обычно третьей). Иногда машины в колоннах постоянно меняются местами, чтобы сбить с толку противника: он не сможет определить, в какой машине находится клиент.
В случае неисправности машины клиента остановите колонну радиокоман– дой «Колонна, стой» и отправьте телохранителей, чтобы в охранном постро– ении перевели клиента в другую машину. Эти же телохранители останутся с водителем неисправной машины, чтобы помочь, а колонна возобновит движе– ние. Машины колонны в процессе следования могут покидать колонну и бло– кировать подозрительные автомобили и направления. Например, если из за– мыкающей машины N 5 доложат о том, что колонну нагоняет на высокой ско– рости какой-то автомобиль, руководитель прикажет замыкающей машине пе– рестроиться в левый ряд и поравняться с машиной N 4, чтобы не дать по– дозрительному автомобилю возможности пройти вперед и поравняться с маши– ной клиента. Особую сложность представляют синхронные U – и К-образные развороты колонны. Приказ колонне о развороте должен отдаваться заранее. По команде, например, «К-образный разворот начали» все автомобили вклю– чают задний ход, отъезжают по параллельными направлениям на противопо– ложную сторону улицы, а затем возобновляют движение вперед. При этом ве– дущая машина оказывается позади, но она займет свое всегдашнее место, как только позволит обстановка.
Маршрут колонны согласуйте с ГАИ; ее беспрепятственный проезд также нередко обеспечивают сотрудники милиции. Часто во главе колонны идет ми– лицейская машина с включенным красным проблесковым маячком. Ясные схемы маршрутов должны быть у всех водителей, причем с указанием скоростей движения на отдельных участках, – неприятные с точки зрения безопасности участки преодолеваются быстро. За 15-20 минут до выезда колонны по ее маршруту отправьте предварительную машину. При высокой степени опасности отправьте еще одну подобную машину: нет ли на маршруте застрявших авто– мобилей, манифестантов, не появились ли указатели дорожных работ с объездами?