Меню сайта
Мини-чат

Наши баннеры

Наши баннеры
Главная » Статьи » Здоровье и медицина

15:03
Профессиональные заболевания Водителей-дальнобойщиков
Наверное, не сыщется ни одного водителя-профессионала со стажем больше 15 лет, не знакомого с болями в спине. «Прострел», по-народному определяют товарищи по работе… Впрочем, это не единственный комплекс заболеваний, хорошо известных шоферской братии. Правда, о некоторых других вслух предпочитают не упоминать… А ведь можно и не приобретать себе «профессиональных» заболеваний!
Конец XX – начало XХI века ознаменовалось прогрессированием новых заболеваний, которым раньше не придавалось такого большого значения, как в наше время. Речь идет о болях в нижней части спины, которые раньше носили название «радикулита», «люмбаго», «ишиаса». В наше время используются более страшные термины, относящиеся к группе неврологических заболеваний, такие, как остеохондроз, спондилоартроз, грыжи дисков позвоночника, спондилолистез. Сами термины в переводе на обычный язык на самом деле не являются такими грозными, какими выходят из уст заинтересованных врачей.

Например, остеохондроз сейчас применяется не только для обоснования болей в спине взрослым людям, но и подросткам под названием ювенильный (то есть юношеский) остеохондроз. И если разобраться в этом термине, то он состоит из двух слов: «остео» – кость, «хондро» – хрящ. Остеохондроз (лат.) и спондилоартроз (греч.) имеют приблизительно ту же смысловую нагрузку, только «спондило» – это позвонок по-гречески. Одним словом, все эти болезни можно перефразировать двумя словами – «болезни позвоночника». Какие и как они проявляются, насколько они опасны или неопасны, это уже вторая сторона медали.

В последнее время наиболее «страшным» из вышеперечисленных терминов является «грыжа позвоночника», которой невропатологи пугают всех людей с болями в спине. На самом деле слово «грыжа», т.е. «выпячивание», никоим образом не относится к межпозвонковому диску. Само слово «грыжа» пришло из хирургии, где под ним подразумевается «выпячивание». Например, кишечника сквозь слабую брюшную стенку (паховая грыжа, грыжа белой линии живота, которые действительно нуждаются в операции с вправлением выпавшей кишки на место и зашиванием брюшной стенки с последующим ее укреплением).

Откуда же берется боль в спине, если нерв не ущемляется? Но в том-то вся и штука, что нервы не могут болеть, они не имеют болевых рецепторов. Они имеют нервные окончания, а болевые рецепторы имеют мышцы, окружающие межпозвонковый диск. Это хорошо известно физиологам, но меньше всего почему-то известно невропатологам. Поэтому невропатологи пытаются лечить обезболивающими препаратами (уколами, таблетками) то, что лечиться уколами и таблетками не может, – мышцы. Грыжа диска позвоночника, на самом деле, не является выпячиванием, которое якобы ущемляет нервные окончания, создавая боли в спине.

Грыжа диска – это его разрушение (дегенерация) – термин, сопровождающий содержание любого описания компьютерного снимка позвоночника. Это разрушение диска происходит из-за его плохого питания («смазки»), а питание диска зависит от глубоких мышц позвоночника, которые его окружают и, будучи здоровыми, выполняют функцию насоса, накачивающего эту смазку в диск. Чтобы эти мышцы работали и постоянно «смазывали» межпозвонковые диски («амортизаторы тела»), за ними надо регулярно ухаживать, т.е. выполнять специальные упражнения, в основе которых лежит их сокращение и расслабление.

Если же мышцы туловища только эксплуатировать и не заниматься их профилактикой, как это происходит с водителями-дальнобойщиками, которые по многу часов и дней проводят в одной позе, то рано или поздно эти мышцы устают и спазмируются. Возникает отек тех мышц, на которых «сидят» водители. И мышцы подают сигнал тревоги: «Хозяин! Мы устали! Разомни, растяни нас!». При этом порой немеют ноги, «горят» ноги. Но «хозяин» бежит к невропатологу, тот выписывает обезболивающий укол, который отключает информацию от больных мышц, хотя спазм мышц в глубине позвоночника сохраняется. Обезболивание может длиться неделями, месяцами, и чем дольше оно длится, тем труднее вывести (расслабить) мышцы позвоночника, находящиеся в спазме. От побочных эффектов обезболивания начинаются кровотечение желудка, аллергии, депрессии, снижение работоспособности и качества жизни.

Можно было бы сравнить такой подход к лечению болей в спине с эксплуатацией машины без регулярного прохождения ТО (техобслуживания). Если водитель не следит за смазкой подшипников, то они сгорают, превращаясь в металлические опилки, но не вываливается подшипник – просто трещит и скрипит колесо. Если не смазывать межпозвонковые диски, они высыхают (дегидратация), и «стружка» от них скапливается в подсвязочном пространстве позвоночника. Это накопление стираемого диска невропатологи выдают за его «грыжу», т.е. выпячивание.

Принципиально неверная трактовка болей в спине приводит врача к неправильным действиям, т.е. к операции по удалению этой самой грыжи. Результаты подобных врачебных действий, как правило, одинаковые – ношение корсета 6–8 недель, ограничение физических нагрузок до 2 кг и третья группа инвалидности на год, т.е. резкое снижение качества жизни. Вы – водитель, это ваша профессия. После подобных «лечебных» процедур стоимостью в настоящее время в России от 90 до 160 тыс. руб., фактически вынуждены сменить профессию. Вам же приходится менять колеса во время своей работы, выполнять большое количество нестандартных физических нагрузок, которые никак не меньше 2 кг, и вдруг такое. Что делать?

Как предохранить себя от болей в спине, если приходится сидеть в одной позе десятки часов? Выход один: каждые 2–3 часа останавливать машину и выполнять специальные упражнения, связанные с растяжением позвоночника и мышц ног. Во время ралли «Париж–Дакар» после каждого этапа протяженностью от 300 до 600 км, проходящего в тяжелейших условиях бездорожья, мне приходится помогать выполнять эти упражнения пилотам боевых машин. В результате подобных упражнений за последние три года участия в ралли, и, несмотря на тяжелейшие компрессионные нагрузки на позвоночник, не было ни одного случая боли в спине после этапа. Травмы были и бывают, но об этом в другой статье.

Что же это за упражнения? Итак, каждые два–три часа (это уже про вас, а не про Дакар), в крайнем случае, четыре часа, водитель должен выйти из машины и, создав неподвижную опору для ног, взявшись руками за какую-то прочную деталь кузова, постараться растянуть позвоночник и ноги, сделав упражнение «складной нож». То есть, выпрямляя ноги и руки, согнуть туловище как можно больше, стараясь опустить таз как можно ближе к земле на продолжительном выдохе «ХХАА» (не путать со словом «ой»).

После этого, выпрямившись и поставив ноги как можно шире плеч, повернуть туловище к любой ноге, при этом передняя нога смотрит носком вперед, а задняя стоит перпендикулярно передней. Теперь нужно стараться медленно, на выдохе, согнуться вперед (руки скользят по ноге), стараясь коснуться руками земли возле впереди стоящей ноги. Переднюю ногу ни в коем случае не сгибать, даже немного. При этом вы будете чувствовать достаточно серьезную болезненность по задней линии ноги и в области поясничного отдела позвоночника. Не бойтесь этой боли. Медленное выполнение этого упражнения на выдохе или нескольких выдохах за одно движение в принципе не может ничего «ущемить» и ухудшить!

Эти упражнения (естественно, к каждой ноге по очереди) я называю декомпрессионными. Они обладают очень большой профилактической способностью как для предотвращения острых болей в спине, так и при их наличии для избавления от этих болей. Но в каждом случае упражнения выполняются через боль. И чем запущеннее ваша спина, тем более серьезную боль вы можете испытывать при выполнении этих упражнений. Бояться их не следует. Я часто говорю одну шокирующую фразу: «Боль – это друг, только со знаком минус». Если не будет боли, которая предупреждает человека о какой-то поломке в организме, то человек может погибнуть. В то же время, умея пройти через боль, можно не только вылечить самые тяжелые заболевания, но и укрепить тело и дух, избавившись от необходимости принимать обезболивающие таблетки.

Хочется отметить, что эти боли в спине могут возвращаться после длительных «сидений», но, выполняя профилактические упражнения, с каждым разом боли будут снижать свою интенсивность и остроту. Если есть возможность перед длительной поездкой позаниматься на турнике, то одним из лучших упражнений является подъем прямых или, на худой конец, согнутых в коленях ног до касания носками перекладины («полусклепка»). Подъем ног выполняется так же на выдохе, а при наличии боли (а боль может быть очень сильной) через ее преодоление. Больно только первые 2-3 движения. Хотелось бы к этому добавить, что отлично помогает снять боль баня или сауна. По правилам - русская баня после упражнений, а не сама по себе, но с обязательным охлаждением тела до захода в парилку и обязательным окунанием (с головой) после выхода из парилки.

В отношении холодных ванн тоже существует много мифов, одним из которых является якобы возникающий от холодной воды простатит. Но простатит - это отнюдь не переохлаждение предстательной железы, а застой в мышцах промежности, который (простатит) также является «профессиональным» заболеванием водителей-дальнобойщиков. Для предотвращения простатита и его профилактики я бы рекомендовал перед длинной поездкой или сразу после нее глубокие приседания, при этом руки держать вытянутыми вверх вперед. Для достижения нужного эффекта за одно упражнение надо присесть не менее 100 раз. Вставать после приседания, опять же делая выдох «ХХАА». Приседания улучшают венозный отток крови от нижних конечностей и тем самым поддерживают нормальное кровообращение в мышцах промежности, что и является основной профилактикой простатита.

В заключение хотелось бы порекомендовать водителям-дальнобойщикам регулярно заглядывать в тренажерный зал для поддержания хорошего мышечного тонуса, который необходим для профилактики заболеваний, проявляющихся при долгих неподвижных позах. К группе этих заболеваний можно отнести головные боли, повышенную утомляемость, раздражительность, заболевания крупных суставов, гипертоническую болезнь, геморрой и ряд других. Запомните: болезни опорно-двигательной системы организма, а правильнее, костно-мышечной системы, лечатся только упражнениями. Но правильное движение лечит - неправильное калечит. Само по себе движение, например игра в футбол, волейбол, большой теннис, не является профилактикой рассматриваемых нами заболеваний.

Правильное движение, или упражнение, - это не развлечение, а необходимая, так же, как и ТО для автомобиля, рутина. Надо делать - и все! Желательно регулярно. И через «не могу» и «не хочу». Мой среднестатистический пациент ленив, труслив и слаб. В этом-то и заключается суть всей проблемы. Желаю не доводить себя до болезни!

А ХВОРИ В ПУТИ НИ К ЧЕМУ
О том, какие неприятности подстерегают водителей в холодное время года, рассказывает нутрициолог, фитотерапевт, врач Центра восстановительной медицины «Танар» (г. Набережные Челны) Юлий Альбертович Бунов.
НАДЕВАЕМ ВАЛЕНКИ
В кабине грузового автомобиля, как правило, тепло. И водитель, расслабившись и не задумываясь о потенциальных проблемах, вполне может совершить пробежку до придорожного кафе или поменять масло в двигателе, не надевая при этом тёплых вещей.
Я не настаиваю на том, чтобы дальнобойщики (даже те, кто едет в командировку на Крайний Север) были постоянно обуты в унты или валенки. Но я много раз видел, как водители выбегали в кафе или в кустики в домашних шлёпанцах! Кабина же позволяет держать при себе пару хорошей тёплой обуви. Надень валенки и топай по своим делам! Да не забудь про шарф и полушубок…
Резкий переход из жары в холод приводит к появлению бронхолёгочных заболеваний или же к их обострению. Почему? Потому что мгновенно начинается реакция сосудистой системы с выделениями из носа. Это нормальная физиологическая реакция. Но когда она происходит несколько раз в день (как в случае с дальнобойщиками), то нарушается кровоснабжение слизистой носа. В результате – хронический ринит.
И это ещё не всё! Нос ведь предназначен не только для того, чтобы дышать или что-то нюхать. Он обогревает воздух, поступающий в лёгкие, тем самым предотвращая простудные заболевания. В слизистой носа и в носовых пазухах образуется интерферон и другие вещества, которые противостоят микробам и вирусам. При нарушении кровоснабжения слизистой, естественно, снижается выработка этих веществ. Что приводит к наслоению инфекций и, как говорят в народе, «простуда спускается сверху вниз».
Это я к тому, что у водителей грузовиков очень много профессиональных заболеваний. И не стоит расширять их список. Необходимо ограждать себя от неблагоприятных условий, например, от стужи. В России говорят: «Жар костей не ломит». И правильно. А вот холод как раз-то и доставляет массу неприятностей организму.
ВЫБИРАЕМ «КУСТ»
Следующая проблема, актуальная для мужчин (особенно для водителей) – простатиты (воспаления предстательной железы) и циститы (воспаления мочевого пузыря). Так как предстательная железа находится достаточно близко от поверхности тела, то она часто воспаляется при низкой температуре окружающей среды. Это ведёт к очень серьёзным последствиям вплоть до аденомы предстательной железы и онкологии. Простатит, как известно, – боли при мочеиспускании и первый шаг к импотенции.
Кроме того, нужно учитывать, что кровоснабжение простаты и так нарушено у многих водителей. Ведь все они практически постоянно находятся в сидячем положении.
Вывод: необходимо себя беречь. Надевать что-то тёплое на область тазового пояса. Отхожее место выбирать не под первым попавшимся кустом, а пользоваться утеплёнными кабинками, например, в придорожных кафе. Сейчас, слава богу, таких пруд пруди!
РАБОТАЕМ НАД ПОЗВОНОЧНИКОМ
Не стоит забывать и о позвоночнике. Радикулиты, хондрозы тоже считаются профессиональными болезнями водителей. Позвоночник – достаточно сложный орган; он состоит из позвоночных косточек (позвонков), между которыми расположены хрящи (так называемые межпозвоночные диски). И при вибрации – когда едешь по кочкам, по ухабам, колдобинам – нефизиологический изгиб позвоночника со временем приводит к множествам нарушений. Тут и нарушение кальциевого обмена, и воспаление нервов мышц и внутренних органов.
Как себя максимально обезопасить? Необходимо что-то сделать со спинкой водительского кресла, чтобы позвоночник приобрёл физиологический изгиб. Из школьного курса анатомии все знают, что позвоночник имеет четыре естественных изгиба – два вперёд и два назад. Под эти изгибы и нужно подогнать спинку сидения.
Конечно, с вибрацией – при наших дорогах – трудно что-либо поделать. Рессоры рессорами, но небольшая вибрация всё равно останется, какой бы новой и супернавороченной техникой вы ни пользовались! Так что я бы посоветовал водителям периодически делать упражнения на растяжку позвоночника, выпрямлять все его перекосы. Можно обратиться в кабинет ЛФК, существующий практически при каждой поликлинике. Там всё подробно расскажут и покажут. Можно купить специальную литературу, ибо сейчас книг на эту тему много.
Записал Валентин Левахин
Просмотров: 832 | Добавил: Пророк | Дата: 15.07.2025

Теги: Профессиональные, Водителей-дальнобойщиков, заболевания

HTML
BB-Code
Ссылка
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Опрос
Оцените мой сайт

Архив
Результаты
Всего ответов: 89
Присвой себе номер
Счетчики
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все материалы размещенные на сайте пренадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает.
По истечении 24 часов материал должен быть удален с вашего компьютера.
Конструктор сайтовuCoz